Рафаэль: «Вот бы мне платили "гонорары" за Mi gran noche”. 2021
RAPHAEL: “OJALÁ ME PAGARAN A MÍ LOS "ROYALTIES" DE MI GRAN NOCHE”. 2021
Артист, который в свои семьдесят восемь лет признается, что он не думает об уходе н пенсию, на этой неделе получает присуждаемую Фондом Mapfreпремию за всю свою профессиональную жизнь
Шестого октября он получит награду за всю профессиональную жизнь – одну из социальных премий, присуждаемых Фондом Mapfre. В свои семьдесят восемь лет Рафаэль Мартос - Рафаэль, (Линарес, Хаен) остается на сцене и собрал 326 золотых и 49 платиновых дисков, а также единственный Урановый диск врученный испаноязычному певцу за продажу более пятидесяти миллионов пластинок. Он записал более пятидесяти дисков на испанском языке, но для этого признания значение имела его общественная работа (он сотрудничает, в частности, с ЮНИСЕФ и Mensajeros de la Paz).
Что представляет собой эта награда для человека, у которого уже есть все возможные награды?
Никогда премия не бывает просто еще одной премией. Когда они уже сыпались на тебя градом, и у тебя много премий, а тебе дают еще одну, последняя является самой трудной, потому что это та, которой ты не ожидаешь, та, которую, как ты думал, тебе не дадут. Потому что люди, когда дело касается присуждения премий, подумают: у него их уже много. И всегда очень приятно, когда о тебе вспоминают.
Как Вы пережили эту пандемию?
Я пережил ее, извлекая большую пользу из ситуации, в которой нам выпало оказаться. Первые три месяца у меня был приступ плохого настроения, как и у всех, но потом я подумал, что все может наладиться: доверься медицине, врачам, и ты начинаешь успокаиваться. Именно тогда ты начинаешь использовать свои возможности. А моя задача - петь. Через три месяца я уже записывал диск. Я использовал свое время самоизоляции для работы. И как только мне разрешили, я начал давать концерты. Это был успех, потому что публика пришла, и она вела себя хорошо. Я смог дать много концертов.
Именно один из Ваших концертов, тот, который Вы устроили в Wizink Center, вызвал споры о присутствии в зале более пяти тысяч человек в разгар пандемии.
Это была интернет-атака, там есть группа людей, которые выступают против всего, о чем говорят. Это были два дня успеха, с замечательной публикой, и из-за меня никто не заразился, и я сам тоже. Но есть определенные люди, которым плохо, когда у других все хорошо.
У Вас есть финансовая необходимость продолжать давать концерты?
Финансовые вопросы я решил. За свет у меня заплачено, а для этого нужно что-то иметь, потому что это довольно дорого. То, что заставляет меня выходить на сцену, - это страсть к тому, что я делаю, к своей профессии. Я думаю, что если мне позволят, я уйду в мир иной со сцены - не буквально, потому что это некрасиво, но все-таки оставаясь активным.
Вы не думаете о пенсии?
О добровольном уходе - нет. Я понимаю, что когда-нибудь мне придется уйти, но это не будет пенсия как таковая, я просто исчезну. Конечно, я попрощаюсь с людьми, которые работают со мной, и смогу посвятить себя тому, чтобы быть со своей семьей, но до этого еще много времени.
Как Вы переживаете трансформацию в музыке последних лет?
Я думаю, что трансформация - это не то слово, это переработка, а я в этом эксперт. Когда я устраиваю премьеру шоу, я перерабатываю себя. Я знаю, что нравится публике, я всегда стараюсь делать все по-другому. А для этого ты должен любить то, что делаешь, страстно любить.
Есть ли у Вас какой-либо рецепт, чтобы на всех Ваших концертах вывешивать объявление об аншлаге?
Это происходит потому, что ты нравишься публике, другого секрета нет. Говорят, что лучше, когда люди тебя любят, чем смешить их, добиваясь расположения, и я думаю, что это правда. На сцене надо быть настоящим.
Как Вы приспособились к феномену интернета?
Я не эксперт в этом Интернете. Просто когда у меня есть часок, я подключаюсь к интернету и теряю на этом час моей жизни, но мое дело – давать живые концерты и записывать диски.
Жизнь за счет музыки сейчас кажется сложнее, чем у артистов вашего поколения.
Да будет известно, что я отношусь к современному поколению, потому что я все еще здесь. Хотя верно и то, что сейчас все сложнее, потому что есть все, другое дело, что это могло бы быть качественнее; но то, что действительно есть - это больше технических средств. Например, когда я начал выступать, я пел а-капелла, это был мой способ исполнения, а я делал это потому, что звуковая аппаратура в то время была очень плохой, и я уходил от микрофона, чтобы мой голос был услышан. Голос очень важен для меня, он - часть моей личности как певца. И я всегда стремился быть иным, а не уникальным. Мне нравится, когда люди видят, что я меняюсь из года в год, что я делаю все по-другому, я всегда переживал, что они могут сказать обо мне, будто я всегда пою одно и то же. И я думаю, что это способствовало тому, что у меня такая преданная публика.
Но за Вами сейчас следует легион молодых людей, Вам посчастливилось обновить публику, которая приходит на Ваши концерты.
С каждым разом у меня все больше и больше молодых людей, которые являются поклонниками, но я думаю, что это из-за их семей, которые в часы досуга обсуждают у себя дома, понравилась ли им какая-то песня, или говорят обо мне. Младшие слышат это, видят, что это звучит хорошо, и решаются увидеть это. Театр, когда я выступаю, наполнен очень разными людьми, от четырнадцати лет до любого возраста, который вы захотите вставить.
Одна из Ваших песен, Mi gran noche, написанная в 1967, стала настоящим праздничным гимном XXI века.
Это была первая из исполненных мной песен, которая создана не Мануэлем Алехандро. Нам нужна была бодрая песня для фильма «Пусть говорят», и оригинальный текст принадлежит Сальваторе Адамо, но для меня его сделал на заказ Рафаэль де Леон. Песня тогда очень хорошо пошла, хотя через десять лет она перестала звучать. А теперь молодые люди вдруг выбрали ее главной песней на всех вечеринках. Я бы хотел, чтобы мне платили гонорары каждый раз, когда звучит Mi gran noche. Их получает Адамо, у которого со мной очень хорошие отношения.
Какое у Вас расписание сейчас, когда восстанавливается музыкальная активность?
График заполнен до конца года, который я заканчиваю в Мадриде, в Wizink Center, я также поеду в Барселону и Севилью. В следующем году я планирую совершить турне по всей Америке. Я должен им это турне с 2020 года, когда мне пришлось приостановить его, потому что началась пандемия, которая застала меня в Пуэрто-Рико, у меня также были концерты в Мексике и Колумбии. И теперь я должен вернуть долг.
Являются ли живые выступления хорошим спасательным плотом для артистов в условиях падения продаж дисков?
Самое приятное в моей карьере - концерты, хотя и выпуск дисков тоже. Их я записал очень много, хотя предпочитаю давать концерты и, в свою очередь, записывать их вживую. К сожалению, больше не продается столько дисков, сколько раньше, но у меня они по-прежнему продаются, если бы этого не было, я бы их не записывал.
Пас Альварес
04.10.2021
cincodias.elpais.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 06.10.2021