Рафаэль: "Я всегда очень гордился тем, что я испанец". 2021
RAPHAEL: "SIEMPRE ME HE SENTIDO MUY ORGULLOSO DE SER ESPAÑOL". 2021
Он уже шестьдесят лет стоит на сцене, под прожекторами СМИ, не оставляя никого равнодушным. Это легенда, Синатра Линареса, говорят о человеке, которого в рецензии в журнале Variety сравнивали с Элвисом Пресли, Бобом Диланом и Томом Джонсом. Это артист, который выступал в парижской Олимпии, в лучших казино Лас-Вегаса и на легендарном телевизионном шоу Эда Салливана. Неподражаемый артист, хотя имитировать его – классический прием в юмористических спектаклях или в караоке на маленьких вечеринках.
В сериале с великолепной фактурой, режиссерами которого являются Чарли Арнайс и Альберто Ортега (поставившие фильм Anatomía de un dandy о фигуре Франсиско Умбраля), раскрыта личная и профессиональная история Рафаэля Мартоса Санчеса, человека, который обессмертил такие песни, как 'Yo soy aquel', 'El tamborilero', 'Qué sabe nadie' и, разумеется, 'Mí gran noche'. Мы взяли интервью у певца, который осознает свое величие: "Я уникален, то, что я делаю, больше не делает никто другой, хотя некоторые пытались подражать мне".
Победить, не победив
В какой-то момент во второй из четырех серий Raphaelismo, которые Movistar предъявил прессе и показал на фестивале в Доностии (следует сказать, что еще наносятся завершающие штрихи, прежде чем появится полный сериал), молодой Рафаэль уже ясно понимает: "Я не фиксируюсь на том, что делают другие, я иду своим путем", в то время как на заднем плане звучат ноты песни "Digan lo que digan'.
Это было время, когда фестиваль в Бенидорме сделал его национальной звездой, и испанское телевидение и публика этой Испании эпохи развития выбрали его, чтобы представлять страну на конкурсе Евровидении. Это произошло дважды, в 1966 году с песней "'Yo soy aquel'", а в следующем году - с "Yo soy aquel'.
Он не выиграл ни с той, ни с другой, и это очень плохо отразилось на и без того воспаленной патриотической гордости, уязвленной проигрышем, которые для Рафаэля был не таким уж большим: "представьте, если бы я выиграл, с той шумихой, которая уже была", - объясняет он нам. Все кричали: "Тонго, Тонго", но на него это не оказало особого воздействия: "Не победив, я победил. Иногда надо проиграть, чтобы выиграть. Я не знаю, пережил бы я все то, что случилось со мной потом, если бы стал первым".
Артист был, пожалуй, лучшим представителем страны, которая все еще жила под командованием диктатора Франко, но пыталась экспортировать в мир свой добрый и открытый образ. Образ развитой страны, где каждый мог проехать на Seat 600 и за разумный срок купить себе маленькую квартирку, и которая начала принимать на своих пляжах туристов в бикини. Той самый развитой страны, которая прятало кнут за свободой слова, собраний, использования языка, почти мысли.
Говорили, что он был любимым певцом Кармен Поло де Франко, и на самом деле он приезжал во дворец Эль-Пардо петь для диктатора. Он всегда утверждал, что в тех спектаклях он был лишь одним среди многих других артистов того времени. И он объясняет нам, что он никогда не хотел участвовать в политике, ни тогда, ни сейчас: "Я думаю, что немного глупо и самонадеянно говорить, что я представлял Испанию. Это слишком. Я на самом деле представляю самого себя.
Но если в какой-то момент мне выпадало это сделать, попытки символизировать мою страну на международном уровне никогда не были для меня тяжелыми, потому что я всегда очень гордился тем, что я испанец. Но поскольку я никогда не занимался политическими делами, я представлял мою страну с большим удовольствием".
«Крунер» из Линареса
В Raphaelismo наглядно показано, какое воздействие оказало появление Рафаэля в Испании, а также во всей Европе. Он пел в парижской Олимпии, в Лондоне, в Мексике, в Соединенных Штатах... "Один лондонский критик сравнил меня с Элвисом, Бобом Диланом и Томом Джонсом... эта рецензия в Variety оставила меня в шоке! Это было потрясающе. Я пришел на шоу, которое Эд Салливан делал на американском телевидении, которое было самым популярным шоу в стране. Те годы были очень крутыми, очень", - напоминает он нам.
Но он сразу же пытается нивелировать любой всплеск тщеславия, даже когда журналист, преданный поклоннику с тех пор, как впервые увидел его на сцене, заявляет ему, что он - легенда: "Я говорю тебе правду, мне все равно, что болтают, что я миф, легенда, это прилагательные, с которыми я остаюсь точно таким же. Эти ярлыки всегда очень мало заботили меня".
Действительно, в один из моментов сериала Raphaelismoжена певца Наталия Фигероа объясняет, что когда она познакомилась с ним, она ожидала увидеть кого-то гораздо более тщеславного: "она думала, что мы все, артисты, невыносимы, но общение со мной стало сюрпризом. И так остается после почти 50 лет брака". Журналист знает нескольких невыносимых артистов: "Я не могу высказываться на эту тему, я ничего не подтверждаю и не опровергаю, не тяни меня за язык", - отвечает он с гомерическим хохотом.
Еще немного массажа, потому что интервьюер и создатели сериала Movistar разделяют мнение, что караоке - это индикатор, показывающий, какое место занимает артист в народном мнении.
"Это феноменально - что тебя поют в караоке. Караоке и деревенские площади - это то, что отличает тебя, что приносит тебе славу".
– И хорошо жить в славе?
"Ты чувствуешь большую ответственность, чувствуешь, что все тебя судят. Каждый раз, когда ты делаешь новый диск или даешь концерт, ты знаешь, что многие люди ждут, чтобы высказать свое мнение. На тебя давит необходимость продолжать нравиться, а это всегда сложно. Но чувствовать себя любимым публикой - это чудесно. Уверяю тебя, что тебе греет душу то, что в любой момент может найтись кто-то, кто слушает твою музыку или думает о тебе. Это значит, что ты действительно достиг важного места в жизни...".
60 лет в центре внимания
Премьера сериала проходит, когда артист празднует шесть десятилетий, проведенных в центре внимания публики. Это необычно долгий период, когда его популярность не претерпевала особых взлетов и падений, даже когда с окончанием франкизма появились такие музыкальные и культурные движения, как Мовида, или певцы-барды, которые представляли угрозу для эстрадных исполнителей, царивших в предыдущие годы. "Что я тогда сделал?" – спрашивает нас Рафаэль "Закройте глаза".
В этот момент он напевает несколько фраз из песни 'Cierro mis ojos' (я закрываю глаза), и продолжает: "Надо было, не обращая внимания на текущие изменения, оставаться собой. На самом деле, я выпустил свой самый главный альбом, с такими песнями, как 'Qué sabe nadie' и 'Yo sigo siendo aquel'. Мне было понятно, что, какие бы изменения ни происходили в мире вокруг меня, я должен настаивать на своем и оставаться собой, продолжать делать то, что я делал, и так, как я это делал, продолжать свою музыку. Мне было ясно, что с такими композиторами, как Мануэль Алехандро или Хосе Луис Пералес, я не ошибусь. Правда, мне нужно было больше простора для работы, и я пересек океан и жил некоторое время в Мексике и Соединенных Штатах, и много работал там. Но испанская публика никогда не забывала обо мне, и когда я вернулся, это было фантастически здорово", - вспоминает он.
Ведь любой человек, когда-либо переживший концерт этого эстрадного монстра, быстро понимает, что это явление для всех поколений. "Это правда, и я действительно не знаю, как мне это удалось. Это удивительно, потому что я понимаю, что у меня всегда была очень верная аудитория, и что может пройти двадцать, тридцать или сорок лет, и они всё еще будут со мной. Именно эта публика, а не какой-либо политический маневр, возвела меня туда, где я оказался, Я нахожусь там, где я служу людям. Я думаю, что это связано с ежедневной работой, с постоянством, с тем, что я отдаю всё каждый раз, когда выхожу на сцену. В конце концов, если ты любишь свое искусство, свою работу, тебе ответят взаимностью. Но я понятия не имею, как мне удается привлечь зрителей разных поколений. Иногда встречаются люди, которые объясняют мне, что они влюбились под мои песни, и я думаю, что я несу ответственность за некоторые свадьбы... и некоторые крестины (смеется). Я предполагаю, что в домах их родителей звучали мои записи, и я полагаю, что потом они посоветовали своим детям рискнуть сходить на какой-нибудь концерт, чтобы хотя бы один только раз увидеть меня. И если этот юноша или эта девушка придет посмотреть на меня, то больше не уйдет! (смеется). Другое объяснение мне не приходит в голову".
Отдавать всего себя, в его возрасте устраивать трехчасовые концерты, обладать завидной энергией. Что этот человек должен есть? "Ну, правда в том, что я не ем много, я вовсе не обжора", - говорит он со смехом. "Дело в том, что сцена мне нравится больше, чем глупцу мыло. Очень затягивает возможность выступать вживую, так близко видеть публику, их улыбки, их аплодисменты... это лучшее топливо. Я не знаю, откуда я беру энергию, я просто такой, я счастлив, делая то, что мне нравится, и говоря о том, что мне нравится. Возможно, секрет в страсти, которую я вкладываю в вещи, потому что она подлинная. Во всяком случае, я не намерен уходить со сцены, это сводит меня с ума".
Рафаэль, актер
Это не первый раз, когда Рафаэль становится одним из главных героев фестиваля в Сан-Себастьяне. В 2015 он представлял картину Алекса де ла Иглесиа Mi gran noche, ознаменовавший его возвращение в кино после серии фильмов, в которых он сыграл в 60-е годы. Три из них (Cuando tú no estás, Digan lo que digan и Al ponerse el sol) были сняты под руководством недавно ушедшего от нас Марио Камуса. "Он был замечательным человеком и великим режиссером. Именно он, проведя пару проб, дал мне возможность сниматься в кино. И там родилась дружба, которая длилась всю жизнь", - вспоминает Рафаэль, а затем объявляет: "я хотел бы снова сниматься в кино, но сегодня это очень сложно для артиста, который так много работает и дает столько концертов, сколько я.
В 60-х годах, когда я снял полдюжины фильмов, все было по-другому: приходил продюсер со сценарием и финансовым предложением, чтобы ты был в его распоряжении в течение необходимых недель или месяцев. Если сценарий тебе нравился, и ты принимал его, тебе все было ясно. Теперь все более неопределенно, искать финансирование можно целую вечность, а потом, когда они его получат, возможно, они позвонят тебе сегодня, чтобы ты включился в работу прямо послезавтра. Ты не можешь ничего рассчитать..."
Мы закончили разговор с Рафаэлем, который, зная, что Revers является каталонским изданием, дает понять, что здесь он чувствует себя очень любимым. "С момента моего дебюта в Барселоне, на вечерах на Пасео Грасия, в моей жизни всегда присутствует каталонская публика. Затем мы встретились с Жоаном Мануэлем Серратом, с Кико пи де ла Серра, с Овиди Монтлор ... была также Мари Сантпере, которая позже стала моей хорошей подругой. И с давних пор это уважение было взаимным".
Алекс Монтойя
23.09.2021
www.elnacional.cat
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 24.09.2021