Fantasia

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес слушать песни

FANTASIA

... или Майорка, Шопен и любовь

Я уже неоднократно писала, что именно фильм “Не прощаясь", в котором снялся Рафаэль, представляет, по моему мнению, вполне развесистую клюкву, да еще и сделанную по принципу фильма-матрешки, когда одна сюжетная линия вложена в другую, а другая в третью. Честно говоря, меня даже музыка и игра актеров не слишком вдохновляют пересматривать этот фильм — настолько актерам там нечего играть. И только музыкальные номера да пение Рафаэля как-то примиряют и с глупым сюжетом, и с явной рекламной направленностью фильма.

Певец Рафаэль (Испания)

В отличие от многих других песен, прозвучавших в фильмах Рафаэля, имя автора именно этого произведения озвучивает знаменитый певец Марио, когда по сюжету везет героиню фильма в монастырь Вальдемоса. И имя это — Фредерик Шопен. Причем герой Рафаэля называет эту поездку  сюрпризом — надо так понимать, что по сценарию поездка в этот монастырь вовсе не была запланирована устроителями трехдневного турне героини по Майорке. 

Да такая поездка и не могла быть спланирована заранее по одной простой причине: крошечный музейчик, посвященный Фредерику Шопену и Жорж Санд, по которому Марио и Марта прогуливаются то в своем натуральном виде, то в нарядах XIX века (так надо понимать, в образах самого Шопена и сопровождавшей его в этой поездке Жорж Санд), был открыт только… в 1969 году, и, возможно, на момент съемок фильма даже  еще не принимал посетителей. И безусловно, фильм с участием Рафаэля и спетая им шопеновская “Фантазия-экспромт” послужили лучшей рекламой появления такого музея на Майорке.  

Вот только выбор музыкального произведения несколько ставит в тупик. Дело в то, что “Фантазия-экспромт” к этой поездке отношения не имеет, она написана совершенно в другое время и по другому поводу. При жизни Шопена она никогда и нигде не издавалась, более того, Шопен запретил включать ее и еще несколько произведений в свои посмертные издания. Но в 1838 году до смерти Шопена было еще целых девять лет (или всего девять лет), и он находился в самом разгаре своих отношений с французской писательницей Авророй Дюдеван, больше нам известной под именем Жорж Санд. 

Рафаэль личная жизнь

Существует множество литературы, посвященной этим отношениям, множество оценок, данных им и современниками, и много позже исследователями творчества Шопена и Жорж Санд, нас же в контексте фильма “Не прощаясь” интересуют два с небольшим месяца, что оба этих гения провели на Майорке. 

Инициатором этой поездки была Жорж Санд, она же была, скажем так, спонсором всего мероприятия. Как известно, Фредерик Шопен с детства отличался очень слабым здоровьем. В 1838 году состояние его здоровья на фоне разрыва с невестой значительно ухудшилось, и Жорж Санд решила, что зима на Майорке пойдет здоровью Шопена на пользу. Для пребывания был выбран городок Вальдемоса недалеко от Пальма-де-Майорка, где Жорж Санд и поселилась вместе с Шопеном и своими двумя детьми от первого брака как бы одной семьей. 

Однако это странное семейство вызвало неодобрение местного общества. Во-первых, консервативная городская элита очень осуждала парочку за то, что живут вне законного брака, и это при том, что с ними дети и они подают им дурной пример. Во-вторых, местных жителей шокировала привычка Жорж Санд носить мужское платье и курить. Ну а когда уж местный врач заподозрил у Шопена туберкулез, их и вовсе попросили покинуть квартиру. Причем мебель, которой они пользовались, сожгли, заставив Жорж Санд предварительно оплатить ее (настолько опасным, отчасти по праву, считался в то время туберкулез). 

Именно из-за этого Жорж Санд и Шопен переехали в кельи Вальдемосского картезианского монастыря. К тому времени монахов в монастыре уже не было, а кельи сдавались частным лицам. При всем том, что на Майорке зима  мягкая,  проживание зимой в каменных кельях без отопления вовсе не идет на пользу здоровью, особенно при туберкулезе, поэтому уже в феврале чета Майорку покинула, прожив на острове чуть больше двух месяцев.

Изначально это был музей Жорж Санд, именно поэтому он расположен в келье №12, которую она занимала. По большому счету, келья представляет собой довольно простую комнату с дверью во внутренний дворик и дальше спуском на большой балкон, выходящий на  озеро — собственно, это все и показано в видеокадрах, сопровождающих голос Рафаэля. Музей был организован в начале ХХ века внучкой Жорж Санд и только в 1969 году был дополнен материалами, посвященными Шопену, которых не так уж много. В видео мы видим бронзовый бюст Шопена, копию его посмертной маски и слепка левой руки и пианино, несколько репродукций портретов Шопена на стенах .— вот, пожалуй, и все. Сейчас экспозиция дополнена еще восковыми фигурами Шопена и Жорж Санд. 

Известно, что Шопен для работы привез свой собственный инструмент — маленькое кабинетное пианино фирмы “Плейель”. Однако то пианино, что показано в фильме, хоть и является инструментом фабрики “Плейель”, никогда не принадлежало Шопену и было куплено на распродаже. 

испанский певец Рафаэль

Несмотря на то, что воздух Майорки не особо пошел Шопену на пользу, тем не менее творческий итог этой зимовки был более чем впечатляющим — он успел поработать над балладой №2, скерцо №3, написал два полонеза и пару десятков прелюдий, среди которых и знаменитая прелюдия ми-мажор соч.4, более известная среди любителей классической музыки как прелюдия “Капли дождя”. Казалось бы, логично, что эта прелюдия и должна была звучать в кадрах, посвященных музею Шопена на Майорке. 

Ан нет, здесь звучит совершенно другая мелодия. И она, между прочим, хорошо знакома советским людям, даже далеким от мира музыки. Именно ее первые такты играет Шарапов в фильме “Место встречи изменить нельзя”, когда доказывает бандитам, что он пианист. Впрочем, неискушенным в игре на фортепиано бандитам лучшим доказательством служит сыгранная Шараповым “Мурка”, а вовсе не высокотехничная “Фантазия-экспромт”.  

Я не знаю, почему создатели фильма выбрали для эпизода посещения музея в Вальдемосском монастыре написанную тремя годами ранее Фантазию-экспромт до-диез минор, а не созданную в эту зиму Прелюдию опус 28 (“Капли дождя”), что было бы логичнее. Впрочем, для Рафаэля совершенно все равно, что петь, голос его звучит всегда божественно, хотя бы он пел и телефонный справочник. 

Как я уже сказала, Фантазию-экспромт Шопен написал в 1835 году по заказу баронессы д’Эсте. Именно поэтому он и не издавал это произведение при жизни и запретил издавать ее от своего имени после смерти — по мнению Шопена, если вещь написана на заказ, то авторские права на нее и принадлежат заказчику, только он один может решать, обнародовать произведение или же сохранить, так сказать, для личного пользования.

В титрах фильма указано, что автором аранжировки является Хулио Эрнестес, хотя я встречала мнение, что Фантазия-экспромт аранжирована постоянным аранжировщиком Рафаэля  Вальдо де Лос Риосом. А вот автором текста стал поэтический гений Рафаэля, знаменитый поэт Рафаэль де Леон, который создал тексты для многих и многих его песен.

Перевод Марианны Макаровой

В целом, если отвлечься от отношений Жорж Санд и Шопена, которые были настолько далеки от идеала, что через несколько лет переросли чуть ли не в ненависть, по крайней мере, со стороны Шопена, и от дурацкого сюжета фильма, то этот спетый божественным голосом Рафаэля номер наполнен каким-то особенным и светлым предчувствием любви. 

В этом, по-моему, состоит главный парадокс Фредерика Шопена как музыканта. Обладая довольно склочным характером, который в значительной степени был обусловлен его болезненностью, он, тем не менее, писал легкую, мелодичную, полную нежной грусти и надежды музыку. А уж если за исполнение такой музыки берется Рафаэль, то она будет звучать у него по особенному светло и проникновенно. Практически как молитва. Да, собственно, у Рафаэля по-другому и не бывает.

Татьяна Горская
Опубликовано 29.11.2021



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.