La Saeta

рафаэль певец испания

LA SAETA 

... или Страстная неделя в Испании

Страстная неделя в Испании начинается с так называемого Пальмового Воскресенья (мы же помним, что в Испании верба не растет). Улицы, дома и церкви украшаются пальмовыми ветками и цветами. Понятно, что всю Страстную неделю в храмах проходят специальные службы. 

 Рафаэль Мартос Санчес

А еще всю Страстную неделю в городах, городках и селениях Испании текут церковные шествия, во время которых прихожане двигаются по улицам, пронося на носилках огромные, сделанные из папье-маше или других материалов фигуры святых. А иногда это даже бывают целые скульптурные композиции, изображающие Страсти Христовы, которые располагаются на специальных платформах. Словом, карнавал, да и только. 

В  южных же провинциях Испании, Андалусии, Эстремадуре и Мурсии, на таких действах звучат “страстнонедельные”, если можно так выразиться, песнопения — саэты. Их поют специальные исполнители-саэтеро, поют они без музыкального сопровождения, а-капелла, стоя на специальных низких балкончиках, что делает в общем-то печальную во всем мире Страстную неделю еще более похожей на карнавал.  

Певец Рафаэль (Испания)

И мало кто из поющих и слушающих саэты участников шествий знает, что они, по большому счету, не имеют отношения к христианству, а пришли к испанцам от проживавших когда-то в этих местах мусульман-арабов. Арабские обычаи и культура оказали большое влияние на культуру испанскую, от арабов достались испанцам и архитектурные формы, и арабские словечки, и вот теперь еще и саэты, которые изначально являлись протяжным криком муэдзина, собирающего прихожан в мечеть на молитву. 

Как внецерковное христианское песнопение и сопровождение шествий Страстной недели саэты оформились в XVII веке, и исполнялись они, помимо службы, на народном языке (мы же помним, что молятся католики на латыни). Первоначально и стихи, и мелодии саэт носили импровизационный характер, то есть придумывались самими саэтеро, иногда прямо по ходу процессии. Мелодии старинных саэт относятся к так называемому силлабическому стилю, когда одной ноте соответствует один слог, никакие мелизмы и другие украшательства не допускались. Такие саэты называют старинными, или saeta antigua. 

Певец Рафаэль (Испания)

Однако ничто не вечно под луной, и саэты тоже претерпели изменение во времени. В конце XIX - начале XX века на саэты обратили внимание певцы фламенко, и появились так называемые фламенкизированные саэты. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь саэты бытовали на юге Испании, в Андалусии и Мурсии, где фламенко родился, развивался и живет по сей день. И тем более не вызывает удивления тот факт, что в мелодике саэт-фламенко так сильны арабские мотивы и темы: именно эти провинции подверглись наибольшему арабскому влиянию. 

Такой всплеск интереса к саэтам в начале ХХ века именно у исполнителей  фламенко связан с существовавшей на то время в литературной среде Испании модой на все народное. Писатели, поэты и композиторы дружненько занялись изучением фольклора. поездками, как бы мы теперь назвали, в этнографические экспедиции и написанием произведений в народном духе.  

Блестящим специалистом в этой области оказался Федерико Гарсия Лорка. Можно по разному относиться к его собственному литературному наследию (лично мне оно никогда не нравилось), но то, что он великолепный фольклорист и сделал очень много для изучения, сохранения и популяризации народных произведений искусства, особенно музыкального, не подлежит сомнению. 

Певец Рафаэль (Испания)

Другим видным представителем этой плеяды литераторов-любителей народной музыки был Антонио Мачадо Руис, который написал поэму “La Saeta” в 1914 году. По забавной случайности он написал ее во время своего пребывания в провинции Хаен, где почти тридцатью годами позже родится Рафаэль. Собственно, именно эту саэту Рафаэль спел в 1992 году в программе “Gala de fin del año” вместе с легендой музыки фламенко Хуанито Вальдеррамой.  

Перевод Марианны Макаровой

Хуанито Вальдеррама славился как исполнитель народной музыки, и самым большим успехом у зрителей пользовались в его песни в стиле фламенко и коплы. Кроме того он был известен всей Испании как киноактер, снимавшийся в фильмах о народной, преимущественно цыганской жизни. Его карьера длилась почти семь десятилетий, и, разумеется, для Рафаэля совместное выступление с Хуанито Вальдеррамой было такой же честью, какой сегодня является для молодых певцов выйти на сцену вместе уже с самим Рафаэлем. 

Надо сказать, что это исполнение Саэты Антонио Мачадо Рафаэлем и Хуанито Вальдеррамой довольно далеко от классического исполнения саэт и напоминает больше хорошо спетую песню фламенко с музыкальным и ритмическим сопровождением. К тому же Рафаэль выступает здесь в довольно редкой для себя роли — в роли танцора.Но и своим голосом Саэту Рафаэль все-таки пел в некоторых концертах в лучших традициях фламенко, как бы подхватив эстафету у Хуанито Вальдеррамы. 

Саэты исполняют и сочиняют и сегодня. Но учитывая возросший уровень шума в городах  и увеличение числа зрителей во время прохождения процессии саэты нынче никто не поет, они звучат в оркестровом исполнении, да еще порой усиленном динамиками. И одна из самых часто исполняемых во время таких шествий саэт — это Саэта Хуана Мануэля Серрата.  

Певец Рафаэль (Испания)

Вот такая вот история. И в данном случае имеет смысл порадоваться, что технический прогресс сохранил для потомков эту исполненную Рафаэлем Саэту как редкую жемчужинку в его необъятном репертуаре.  

Татьяна Горская
Опубликовано 11.04.2022



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.