Piel canela

рафаэль певец испания

PIEL CANELA

... или немного о танцевальном искусстве Рафаэля

Чернокожий мальчик Натаниэль Адамс Коль пел в церковном хоре. Не то, чтобы он любил это занятие, но деваться особенно было некуда — отец был приходским священником в маленькой баптистской церкви в Чикаго, а мать там же играла на органе. И, уделяя много времени  классическим гаммам и немножко божественному спиричуэлсу, Натаниэль тогда еще не знал, что ему предстоит стать одним из самых знаменитых джазовых певцов Американского континента. 

рафаэль певец испания

И именно  Натаниель Адамс Коль, ставший позднее известным под именем Нат Кинг Коль дал концертную и международную жизнь многим произведениям латиноамериканской фольклорной и эстрадной музыки. В 1959 году, убегая от преследования куклуксклановцев (на дворе стояли страшные и позорные годы сегрегации в Соединенных Штатах Америки), он отправился с большим гастрольным турне в Латинскую Америку.

 

Доподлинно неизвестно, знал ли Нат Кинг Коль испанский язык, но завоевание Латинской Америки прошло бескровно и громко. Турне, а затем и записанный по его итогам диск имели бешеный успех. Причем за время гастролей музыкальный альбом  “En Español”, (По-испански) невероятно увеличился в размерах, потому что сам певец поставил себе целью непременно включить в него хотя бы по одной песне тех стран, в которых он дарил свое искусство слушателям. 

рафаэль певец испания

Именно во время этого бескровного завоевания Латинской Америки чернокожим парнем из Чикаго в этот альбом вошли и позже приобрели мировую известность и венесуэльская  Ansiedad, и колумбийская Las acacias, и вот теперь пуэрториканская Piel canela (Кожа цвета корицы). Ну а затем эти песни с успехом вошли в репертуар Рафаэля. 

Автором этой гордости пуэрториканцев был Феликс Мануэль Родригес Капо, известный больше под сценическим псевдонимом Бобби Капо. Первого января этого года исполнилось ровно 100 лет со дня его рождения.. 

Бобби Капо знают более как музыканта классического толка, и он одним из первых начал применять в своем творчестве элементы модного нынче кроссовера — смешения стилей, когда в одном выступлении соединялась классическая музыка с фольклорными элементами пуэрториканской народной музыки с добавлением сюда андалузские мотивы. 

Надо сказать, что собственно в Пуэрто-Рико Бобби Капо работал не так уж долго: в 1940 году эмигрировал в США, а затем и на Кубу.

Певец Рафаэль (Испания)

Именно поэтому в его творчестве слились четко прослеживающиеся джазовые мотивы, кубинское болеро и то, что принято называть словом “андалуз”. 

Как у многих музыкальных деятелей этого периода, большое значение в его творчестве сыграл зарождающийся шоу-бизнес, развивающиеся киноиндустрия, радио и телевидение требовали новой крови, новых талантов, новых мелодий и ритмов. Поэтому Бобби Капо получил известность у себя на родине, в Пуэрто-Рико, и как радио и телевизионный деятель и как автор музыки к кинофильмам. 

Но самым заметным, запоминающимся и знаменитым его произведением является простенькое пасилло Piel canela (Кожа цвета корицы), прозвучавшее в 1950 году в мексиканском фильме с одноименным названием. Предельно простенький текст и довольно незамысловатая мелодия в сочетании с четким ритмом пасилло создают какой-то завораживающий эффект, который хочется слушать и под который хочется танцевать. 

Рафаэль и танцует. И неизвестно, что больше притягивает в его исполнении этой гордости пуэрториканцев в начале 1970-х годов — волшебный ли голос, или же танец. И именно здесь, в этом номере, да может еще в El jibarito можно увидеть танцевальное мастерство Рафаэля, что называется, в полный рост.

Мой Рафаэль

И, честно говоря, у меня закрадывается смутное подозрение, что Майкл Джексон  буквально слизал у Рафаэля и лунную походку, и некоторые свои коронные движения, естественно развив их. Или все-таки здесь дело в том, что и танец Рафаэля, и танец Майкла Джексона имеют под собой единую основу и восходят к креольским танцам?  Не знаю, думаю на этот вопрос даже сам Рафаэль вряд ли ответит: он просто делает то, что диктует музыка. И получается у него это превосходно. В дискографию Рафаэля эта песенка попала в 1976 году вместе с выходом диска "Raphael canta".

Что же касается содержания песни, то, как я уже говорила, оно предельно простое. Кожей цвета корицы обладают многие, если не большинство жительниц Латинской Америки, где просто в силу исторического развития наблюдается великое множество типов внешности. Для женщин мулаток, метисок и креолок, то есть тех, у кого кожа и в самом деле цвета корицы в латиноамериканском испанском существует очень поэтичное название “Flor de la canela”. И кстати сказать, у Рафаэля есть песенка с таким названием, мы о ней как-то говорили. Поэтому лирический герой песни объясняется в любви обладательнице кожи цвета корицы и говорит ей все положенные в таких случаях слова. С текстом стоит познакомиться в переводе Ирины Филипповой. 

Но в том и состоит правда жизни, что слова любви, такие простые и такие вечные,  звучат во все времена и на любом языке каждый раз как в первый раз. Собственно, в этом и состоит великая сила искусства Рафаэля. 

Татьяна Горская
Опубликовано 21.02.2022


Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.