Milonga sentimental

рафаэль певец испания

MILONGA SENTIMENTAL 

или "что вижу — о том пою"

Первым "родителем" танго считается креольская милонга — музыка, возникшая еще в XVIII веке на огромной территории Мексики, Бразилии, Аргентины, Уругвая: там, где испанские конкистадоры смешались с местным населением. В этих странах даже само слово "милонга" имеет различное значение. "Слова, разговор" — в Бразилии, "городское пение" — в Уругвае, "праздник, танец" — в Аргентине. Стиль этот существует до сих пор и имеет ярко выраженные особенности.

Рафаэль Мартос Санчес

Но самое распространенное значение слова "милонга" — это танцевальная вечеринка. А как любое мероприятие, будь то церковная служба или голосование в парламенте, милонга имеет совершенно определенный порядок, определенную структуру. И определенный этикет.

Казалось бы, какая уж тут структура на танцульках? Просто приходи, приглашай партнера и двигай ногами. Если, конечно, умеешь. Ан нет. Если не знакомый с неписаными правилами танцор попадет на такую вечеринку, в лучшем случае он рискует простоять весь вечер у стеночки. Но скорее всего, станет объектом насмешек. И хорошо, если дело в конце концов не кончится мордобоем.

Аргентинская милонга состоит из танцевальных блоков (tanda) - кусочков из трех-пяти однотипных танцев. И это необязательно будет танго: на таких танцевальных вечеринках танцуют и креольские вальсы, и вальсы-танго, и, собственно, милонги. Да-да, милонга — это еще и отдельный танец, довольно значительно отличающийся от танго.

И не дай вам бог вздумать поменять партнершу в течение одной tanda! Это считается очень обидным для партнерши верхом невежливости. Вот тут-то и можно нарваться на разборки: горячие аргентинские парни не простят чужаку поруганной чести, пусть и танцевальной, своих сестер и подруг. Терпите, даже если партнерша совсем неумелая и к концу tanda безжалостно оттопчет вам ноги...

А между tanda, когда танцоры отдыхают за рюмкой чая и ищут новых партнерш, звучит так называемая "cortina" ("занавес"), музыкальный нетанцевальный номер. В начале, на заре становления танго, это была просто инструментальная композиция. А потом к ней добавили и пение. Так вот и родились большинство знаменитых танго-песен, разлетевшихся потом по всему миру на грампластинках и добравшихся до концертных залов.

Милонга считается танцем простым. Ее ставят обычно или в начале вечеринки, для разогрева, так сказать, публики. Или в середине, чаще всего после блока каких-нибудь изощренных танго, для отдыха танцоров. Музыка в ней более монотонная, движения намного проще и не предполагают импровизации. Правда, насколько в милонге можно отдохнуть, мне не совсем понятно: ее темп существенно быстрее, чем у танго.

Как и многие знаменитые произведения, "Milonga sentimental" родилась случайно. Дело в том, что к началу тридцатых годов танго, особенно танго-песня, переживало своеобразный кризис жанра. Куда двигаться дальше, композиторы-тангеро не знали. Перевернувший жанр танго Астор Пьяцолла был в то время еще ребеном. Да и мечтал он тогда больше о карьере серьезного композитора, автора симфоний, кантат и опер.

Собственно, о такой-же карьере мечтал в свое время и Себастиан Пиана, пианист и дирижер. Однако судьба распорядилась так, что в 1922 году его танго победило в очередном конкурсе, устроенном муниципалитетом Буэнос-Айреса, обошло 135 претендентов на первое место и было спето самим Карлосом Гарделем. Тут уж у юного сына парикмахера просто не оставалась выбора, и он стал известным композитором-тангеро.

рафаэль певец испания

Однажды, в какой-то из дней 1931 года, Себастьян Пиана вместе со своим другом поэтом Омером Манзи, тем самым, что сочинит позже текст знаменитой "Малены", показывали свое танго певице Розите Кироги. А она вместо танго попросила милонгу, чем поставила друзей, можно сказать, в тупик: ни тот, ни другой милонг никогда не писали. Милонга в то время считалась жанром слишком народным, рудиментарным и примитивным.

Себастьян вызов принял. Он к тому времени получил похожий заказ и уже знал, как строится такая музыка. По его собственным словам, ему всего лишь оставалось сделать милонгу мелодичной. Через два дня он показал результат своих трудов Омеру Манзи. При этом, Себастьян очень боялся, что друг его не поймет. Но Омер Манзи понял. И создал замечательный текст, который идеально соответствовал и размеру мелодии и ее настроению. А запись, сделанная Карлосом Гарделем, обеспечила широкое признание.

Позже Себастьян Пиана вместе с Омером Манзи напишет более десятка милонг — Milonga triste, Milonga de los Fortines, Canción por la niña muerta и другие. Но самой знаменитой и самой исполняемой останется Milonga sentimental. Содержание ее типично для такого рода песен: очередные страдания об очередной несостоявшейся любви. Кому интересно, отсылаю к блистательному переводу Марианны Макаровой.

В первый раз Рафаэль спел Milonga sentimtntal почти за двадцать лет до записи своего знаменитого альбома Te llevo en mi corazón, еще в 1991 году. И спел он ее именно как милонгу: в исполнении 2010 года Milonga sentimental приобретает своеобразную "танговость", звучит больше как танго. Народность этой милонги в ролике от 1991 года Рафаэль подчеркивает и одеждой: он накидывает на плечо jorongo, национальный плащ индейцев и пастухов высокогорья.

рафаэль певец испания

Вообще сценическим костюмам Рафаэля можно посвятить отдельное исследование. Сделав своим "фирменным" цветом черный, он часто добавляет крошечные нюансы, детали, помогающие раскрыть образ. И доводящие и без того не маленькую любовь зрителей до умопомрачительных высот.

"Оторвав" у черной майки рукава, он создает образ крутого рок-исполнителя в Aquarius. Широкий вышитый пояс помогает ему создать образ "показательного испанца" в тех номерах, где он исполняет песни своей малой родины Андалузии. А когда он поет песни Латинской Америки, он часто использует jorongo, плащ, которым жители этих стран гордятся не меньше, чем шотландцы килтами, кавказцы — папахами, а русские — кокошниками и косоворотками.

Милонгу как танец танцевали, танцуют и будут танцевать. Но в общем-то, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому посмотрите забавный ролик аргентинских танцоров братьев де Фазио, которые с большой долей эксцентричности и юмора показывают, как нужно танцевать милонгу. Ну или, по крайней мере, как ее танцевали во времена Омера Манзи и Карлоса Гарделя.

Поплавайте по просторам интернета, посмотрите, как танцуют милонгу современные и не очень исполнители, удовольствие получите несказанное. И даже может быть захочется оторвать пятую точку от дивана и пуститься в пляс. Тем более что под волшебный голос Рафаэля и его Milonga sentimental улежать практически невозможно...

Татьяна Горская
Опубликовано 23.11.2020



Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.