La ultima noche

 рафаэль певец испания

LA ULTIMA NOCHE 

... или сказки Гаванского леса

Автором этого очаровательного и довольно знаменитого болеро, что знакомо любителям музыки под названием La ultima noche (Последняя ночь), называют кубинского композитора первой половины ХХ века Роберто Сесильо Кольясо Пенья, который среди любителей музыки фигурирует под своим американским псевдонимом Бобби Кольясо.

Но мало кто знает, что у этого произведения на самом деле два автора, причем второй из них, Орландо Фьерро, известен еще как автор такой своеобразной энциклопедии кубинской легкой музыки ХХ века. И уж совсем мало кто знает, что история сохранила имя той, с которой лирический герой этой песни провел эту самую последнюю ночь, а также даже и места, где эта La ultima noche случилась. 

Следует сказать, что у Орландо Фьерро была, что называется, неистребимая охота к перемене мест: за свою беспокойную жизнь он сумел объехать почти весь мир. Родившись в пригороде Гаваны в не очень состоятельной семье, он  рано начал трудиться, что в начале ХХ века было скорее нормой, нежели исключением. И одним из его занятий была работа билетером и контролером на входе в “Возрождении”, одном из кинотеатров Гаваны. Собственно, это и определило то, что Орландо единственный из шести его братьев и сестер Фьерро стал артистом.  

Raphael canta... (Hispavox – 1976)
25. Raphael canta... 1976

Ему на ту пору едва исполнилось семнадцать лет. И вот однажды он, будучи на работе, познакомился с юной хабанерой, жительницей Гаваны, по имени Михаэла. Она пришла в кино со своей подругой, которая, в свою очередь, оказалась возлюбленной друга Орландо. Ей было 18 лет и, на неискушенный взгляд Орландо, она была дивно хороша. Молодые люди стали встречаться, и чаще всего местом их встреч был парк в центре Гаваны, который и сегодня называется Bosque de la Habana (Гаванский лес). И именно там они провели свою последнюю ночь, которая состоялась за три дня до того, как Орландо Фьерро в первый раз покинул Гавану и уехал в Мексику.  

После этой ночи, полный грусти и тоски молодой влюбленный пришел домой, и в его голове сами собой сложились стихи, которые и стали основой текста  болеро La ultima noche. Михаэлу Орландо Ферро после этой ночи увидел всего один раз, через три дня, в толпе, что собралась проводить пароход, на котором сам Орландо уплывал в Мексику. 

Именно там, в Мексике, несколькими годами позже, в 1947,  и состоялась встреча Орландо Фьерро и его земляка Бобби Кольясо. Орландо Фьерро к тому времени был довольно широко известным в узких кругах певцом, а получивший хорошее музыкальное образование Бобби Кольясо выступал здесь в составе оркестра и уже создал свои первые песни в фольклорном стиле. Как-то Орландо показал свою юношеские стихи Бобби, которому стихи понравились, и он написал музыку. Так на свет и появилось это очаровательное болеро.  

Самое интересное, что мелодия La ultima noche написана скорее в традициях испанского болеро, которое тогда было распространено в Мексике, а не кубинского, несмотря на то, что оба автора были выходцами с Кубы.  

Первыми исполнителями нового произведения были Ольга Риверо и Педро Варгас. Именно их голосами La ultima noche разнеслась по всей Латинской Америке: Педро Варгас с большим успехом пел это красивое болеро на своих гастролях в Аргентине в 1949 году. Хвала богам интернета, мне удалось найти эти записи, и мы сегодня  можем услышать, как эта красивая музыка звучала изначально, при ее создании (понятно, что более поздние исполнители привносили что-то свое).  

Мой Рафаэль

Оценил La ultima noche и мэтр мексиканской фольклорной музыки, знаток ранчер и болеро Агустин Лара, тот самый, чье болеро Noche de ronda Рафаэль с успехом исполнял в начале своей карьеры, в 1966 году. Собственно, Агустин Лара и посоветовал соавторам зарегистрировать авторские права на La ultima noche.  

Поскольку Бобби Кольясо возвращался на Кубу раньше чем Орландо Фьерро, он взял на себя труд по изданию нот этого произведения и получению авторских прав. Однако по каким-то соображениям указал автором болеро только себя одного. Впрочем, в то время авторов текста редко указывали в нотных изданиях, так что Орландо Фьерро не очень возмущался и в суд подавать не стал. А вскоре после этого Куба стала островом Свободы, многие деятели кубинской культуры покинули ее и эмигрировали в Америку, и уж тут было точно не до судебных тяжб. Так и остался Бобби Кольясо официально единственным автором La ultima noche, которую по праву считают и гордостью кубинской музыки, и его самым удачным и знаменитым произведением.  

Рафаэль записал La ultima noche в 1976 году дпя альбоме Raphael canta, в котором он собрал лучшие образцы латиноамериканской музыки. К тому же именно в это время голос Рафаэля набрал свою истинную силу и глубину, так что его исполнение этого очаровательного болеро можно назвать одним из лучших в истории латиноамериканской музыки.  

Таким оно остается и по сей день. И в этом нет ничего удивительного: именно так проявляется магия искусства Рафаэля — из мало кому известного в 1970-е годы произведения латиноамериканской музыки, пусть и очаровательного, с простеньким текстом сделать подлинный шедевр. Шедевр на все времена. 

 Татьяна Горская
Опубликовано 04.04.2022



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.