Ojos verdes

рафаэль певец испания

OJOS VERDES

... или когда хорошо сообразили на троих

Андалузская копла имеет, если можно так выразиться, двух “родителей”. Одним из них является одноименная стихотворная форма, представляющая собой четверостишья с рифмующимися четными строками, которая восходит к народным пословицам и поговоркам, часто тоже существующим в рифмованной форме. Стихотворная копла имеет преимущественно нравоучительное содержание.

Рафаэль Мартос Санчес

Вторым “родителем" коплы как уже песенно-поэтического жанра являются так называемые “купле”, песенки, которые в конце XIX века распевали в различных варьете и театральных представлениях. Эти песенки были основаны на фольклорных мелодиях и ритмах, хоть и создавались вполне профессиональными музыкантами, и часто имели весьма фривольное, порой граничащее с неприличным содержание. 

Расцвет коплы пришелся на 30—40-е годы ХХ века, и в самой значительной части руку к ним приложила знаменитая троица — поэт Рафаэль де Лион и композиторы Антонио Кинтеро и Мануэль Кирога. В контексте творчества Рафаэля для нас, его поклонников, наибольший интерес представляет Рафаэль де Леон: на его стихи написано много песен, входящих в репертуар маэстро, и именно он написал такой проникновенный текст “Темы любви” из кинофильма “Пусть говорят”. 

Родившийся в 1908 году маркиз Рафаэль де Леон происходил из очень знатного дворянского рода, и одно перечисление его титулов и родственных связей займет добрую страницу. Понятно, что к началу ХХ века испанская аристократия не была уже такой элитой и закрытым обществом, как раньше. Дворянским детям разрешали некоторые шалости вроде открытого признания своей сексуальной ориентации или участия в различных общественных организациях.

Мой Рафаэль

Разумеется, Рафаэль де Леон получил блестящее образование, и у него в то время не было необходимости зарабатывать себе на кусок хлеба, так что он творил больше для души. Поэтому он и мог позволить себе членство в различных модных в начале ХХ века  эстетствующих группах служителей искусства.  Вот он за милую душу и состоял в “Поколении 27” — созданном в 1927 году объединении поэтов и литераторов. 

Главной концепцией данной организации было приникание к народным, так сказать, корням и источникам. Поэтому и пытались участники “Поколения 27” писать свои произведения в фольклорном стиле с добавлением элементов кубизма. модернизма и прочего декаданса. Иногда получалось что-то, вроде “Сомнамбулической песни” Федерико Гарсия Лорки, больше известной у нас под названием “Цвет любви зеленый”.  А иногда это были вполне гармоничные и вразумительные тексты, как и случилось с коплой Ojos verdes (Зеленые глаза).

Собственно, и возник этот текст под некоторым влиянием “Сомнамбулической песни”. Однажды весной 1931 Федерико Гарсия Лорка, Рафаэль де Леон  и будущий первый исполнитель этой коплы Мигель де Молина встретились в кафе “La Granja oriente” в Барселоне и предавались воспоминаниям. Речь зашла о зеленом цвете и его значении, скажем так, в жизни человека. Естественно, вспомнили и “Сомнамбулическую песнь”. 

Рафаэль де Леон на салфетке (вспомним, что тогда салфетки в кафе отнюдь не были бумажными) написал перечень нескольких типично андалузских зеленых объектов, упомянутых в “Сомнамбулической песне”. В этот список вошли зелень базилика, стебли только что взошедшей пшеницы, цвет кожуры лайма и еще несколько предметов. Позже именно с этими предметами в тексте коплы будут сравниваться зеленые глаза жены Мануэля Кироги, который, собственно, и написал музыку этой коплы на стихи, созданные Рафаэлем де Леоном в соавторстве с Сальватором Вальверде. Кстати, зеленые глаза считаются одними из самых распространенных у жителей Андалузии. 

Испанский певец Рафаэль биография

Как я уже говорила, первым исполнителем этой песни был Мигель де Молина, однако особую популярность Ojos verdes приобрели в 1937 году, после того, как эту коплу в спектакле “Мария Магдалина”, написанном все теми же Рафаэлем де Леоном, Сальватором Вальверде и Мануэлем Кирогой и поставленном в театре инфанты Изабелы в Мадриде исполнил певец Рафаэль Ньето. В том же 1937 году эту коплу Конча Пикер впервые записала для грампластинки. С тех пор Ojos verdes была исполнена и записана великим множеством исполнителей включая Рафаэля, который  спел ее в 1991 году для альбома “Andaluz”. 

Как и большинство произведений этого жанра копла Ojos verdes лишена каких либо пережевываний, чувств и самокопания, столь любимых в болеро и ранчерах. Здесь все просто — одинокий всадник увидел стоящую на пороге дома женщину, в тексте - горянку, так что можно предположить, что путешествовал он по горной местности. Ну и как водится, провел с ней бурную ночь, утром продолжил свой путь, унося в своем сердце воспоминание о ее жарких поцелуях и зеленых глазах, которые он успел сравнить и с зеленью базилика, и с лаймом, и еще с кучей характерных для Андалузии зеленых вещей. 

Учитывая, что по большому счету копла пришла в испанскую музыку из варьете, что бытовали чаще всего в социально неблагополучных районах андалузских городов, некоторые исследователи творчества Рафаэля де Леона видят в образе горянки, что опирается на дверной косяк, женщину легкого поведения. А некоторые идут еще дальше и находят в тексте этой коплы намек на гомосексуальность самого Рафаэля де Леона. 

Ну да бог с ними. Правда здесь в другом. Рафаэль де Леон является всемирно  известным испанским поэтом: он написал массу стихов, текстов песен и сценариев к кинофильмам. Именно на его стихи Рафаэль спел множество прекрасных песен в самых различных жанрах, в том числе и эту вот изящную коплу о глазах, зеленых как молодая трава в его обожаемой Андалузии.

Татьяна Горская
Опубликовано 18.04.2022



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.