La Llorona

рафаэль певец испания

LA  LLORONA 

... или о чем плакала ацтекская богиня

Симпатичный мексиканский вальсик "La LLorona", "Йорона", или "Джорона" в андалузском произношении, Рафаэль симпатично спел еще в начале своей карьеры, известен черно-белый ролик 1969 года, снятый на одной из площадей мексиканской столицы. Изящная, слегка легкомысленная песенка о капризной девушке, у которой главное оружие обольщения — слезы, за что ее и прозвали La Llorona, Плакса.

Певец Рафаэль (Испания)

Но не все так просто. Потому что и образ Йороны, и сама песня имеют многовековую историю, достаточно героическую и достаточно страшную, а порой просто жуткую. Совсем как "Jinetes en el cielo", о которых Рафаэль тоже нам спел, и о которых я уже рассказывала... 

Само слово La Llorona можно перевести не только легкомысленным словом "плакса", у которой по любому поводу глаза "на мокром месте". Но и трагическим словом "плакальщица", та, что оплакивает какие-то печальные события, чаще всего чью-то смерть. 

В доколумбову эпоху плакальщицу звали Сиуакоатль Она была ацтекской богиней родовспоможения и матерью ацтекского бога Мишкоатля, которого у нее похитили, когда он был еще ребенком. Она долго его искала, но каждый раз находила только кровь и жертвенный обсидиановый нож — не секрет ведь, что и у ацтеков, и у некоторых других индейских народов существовали совершенно жуткие обряды с человеческими жертвоприношениями.

Рафаэль

Говорят, что с тех пор в Теночтитлане и над озером Тескоко по ночам разносится протяжный стон Сиуакоатль, которая зовет и оплакивает не только своего сына, но и всех жителей многострадальной земли Мексики. И что именно ее плач предсказал столь печальную судьбу императора Монтесумы и распад его империи под натиском конкистадоров.

Миф о плакальщице Йороне распространен во всех странах Латинской Америки. Суть его везде примерно одинакова — плач матери по потерянным детям. Часто в мифах Йорона выходит из воды и снова в воде скрывается, так как по некоторым легендам Йорона — покинутая возлюбленным женщина, которая утопила своих детей и утопилась сама. Еще одна страшненькая история. А латиноамериканские бабушки до совсем недавнего времени пугали непослушных внуков: "Будь паинькой, веди себя хорошо, не то придет Йорона и утащит тебя в озеро..."

Конкистадоры принесли неразумным индейцам не только "блага цивилизации", религию и испанский (местами португальский) язык, но и европейские мифы. В частности очень распространенный во многих странах Европы миф о Белой Даме.

Миф этот восходит к представлениям древних кельтов о баньши — феях-плакальщицах, являющихся одновременно и хранителями рода и провозвестниками смерти. Постепенно в других странах Европы этот миф утратил свое сакральное хтоническое значение и распался на ряд местных легенд о женском привидении, которая в земной жизни была обманута и погублена возлюбленным, иногда вместе с детьми.

Рафаэль Мартос Санчес

Миф этот очень живуч, до сих пор любой ирландский и шотландский замок, а то и целый городок обязательно имеет свою Белую Даму. Этот образ многократно отражен в различных произведениях искусства, особенно в литературе. Например, образ Белой Дамы послужил завязкой знаменитого романа Уилки Коллинза "Женщина в белом", который является по своей сути не мистической историей, а детективом.

Образ богини Сиуакоатль, Йороны, постепенно утратил свои древние индейские черты и атрибутику — рожки, сотканное из тумана платье и слился с образом европейской Белой Дамы, которая ночами бродит по сонным улицам, задерживаясь у храма. Так бы и осталась Йорона в мифах, легендах и бабушкиных страшилках, если бы не ...Наполеон Бонапарт.

Гениальный корсиканский авантюрист взбудоражил всю Европу, отметившись под Аустерлицем, Бородино и Ватерлоо. Его египетские походы положили начало египтологии и расшифровке древних иероглифов, а его именем в России называют самое известное пирожное. 

А еще народное сопротивление, что оказали жители стран, куда вторглись войска Наполеона, всколыхнуло половину континента на другой стороне планеты и дало толчок национально-освободительным движениям в странах Латинской Америки. К слову сказать, часто во главе этих движений стояли участники наполеоновских войн.

Рафаэль слушать песни

Любое политическое движение нуждается лидере, идейной платформе и...гимне. Вот тогда-то и вспомнили этот древний индейский миф о Сиуакоатль-Йороне. В 20-х годах 19 века появилась первая песня о Йороне патриотического содержания — La Lloroncita.

В ней мексиканский народ сравнивался с узником, которому бывшая ацтекская богиня помогает выбраться из тюрьмы. Песня была написана в жанре son jarocho, что представляет собой своего рода гибрид испанского фанданго и традиционной индейской музыки. К жанру son jarocho относится и спетая Рафаэлем La Bamba. 

Песню La Lloroncita с различными вариациями текста многие мексиканские певцы и фольклорные группы исполняют до сих пор. Но во всех вариантах сохраняется фраза "Укрой меня своим плащом, потому что мне холодно" как напоминание и о древних корнях образа плакальщицы и о героической борьбе народов Латинской Америки за независимость.

А примерно в середине 1830-х годов появилась и сама La Llorona, наиболее известная из песен о плакальщице, ставшая, как бы мы сказали сейчас, культовой и наиболее исполняемой. Вот ее-то и спел Рафаэль, как всегда, в собственной манере.

рафаэль певец испания

Рафаэля часто называют солнечным певцом. И не случайно, его творчеству абсолютно чужд мистицмзм. Именно поэтому мрачная песня о домовом-дуэнде превращается у него в изящную шутку. А полная древних символов революционная песня — в светлый гимн первой любви. Рафаэль ускоряет темп и облегчает мелодию — в оригинале La Llorona исполняется медленнее, тяжеловеснее, с большим надрывом. 

В тексте песни вполне себе остались древние символы — и храм, и водная гладь реки, куда уходила Йорона-Сиуакоатль в мифах, и ирисы, и плащ, что может защитить и уберечь. Вот только в устах Рафаэля все это превратилось в симпатичный антураж. А главным для героя его La Llorona оказались два поцелуя. Последний, которым наградила его мать на пороге взрослой жизни. И первый, подаренный ему влюбленной девушкой, у которой главным оружием обольщения были слезы. 

Ну а древняя ацтекская богиня-плакальщица герою рафаэлевской La Llorona еще поможет тогда, когда на свет появится его первенец. Мы же помним, что основная работа этой богини — помогать при родах?

Muchas gracias a mi amigo mexicano Guillermo Alvarado-Ortiz por su ayuda y esta leyenda antigua. Спасибо моему мексиканскому другу и большому знатоку народной музыки Гильермо Альварадо-Ортизу, который и рассказал мне эти страшненькие легенды, оказав помощь в создании материала.

Татьяна Горская
Опубликовано 02.11.2020



Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.